29 декабря 2013

Тонкое Строение (часть 1)


перевод с английского, автор неизвестен

Кто – Человек ?

Людей вокруг много разных. И одни нам нравятся, другие  нет. Но дело не в этом. Среди определений понятия "человек" часто можно услышать такое: "человек  это социальное животное". По факту здесь утверждается, что человек ничем не отличается от животных, кроме как наличием социальной сферы. Но человеки - они такие.. они всегда выходят за рамки того, во что их стараются вместить, они всегда больше. И никогда не знаешь, насколько сильно ты не знаешь другого человека. С другой стороны, утверждение Человека на уровень животного возможно - есть такой уровень, если Вы его хотите. Вопрос пожалуй только в том, каким человеком мы выбираем быть и каким являемся сейчас. Родиться это конечно хорошо, но ещё недостаточно, чтобы считаться Человеком - с большой буквы...

Вот упрощённая схема строения психики человека с позиции Вед:


Элементы на ней расположены просто по уровням, без уточнения взаимосвязей между ними, потому что их взаимодействие не всегда происходит линейно. Хотя условно, чтобы было легче понимать, можно принять, что эти элементы расположены на пирамиде и чем элемент выше, тем более главный он начальник. На практике эта иерархия может и не соблюдаться. Человек может сделать в своей жизни королём Внешний Ум и забыть о Душе. Но Душа (в соответствии со схемой) всегда будет единственным из достойных "достать меч из камня". Точно по схеме выполняются наверно только функции - распределение работы этих тонких элементов в жизни.

Человека во многом определяют гуны (Саттва, Раджас или Тамас), в которых находятся эти элементы Сознания и Ума, а также тот элемент, который человеком считает собой - ответ человека на вопрос "что есть Я?" - Чувства, Ум или Душа.

Здесь мы рассмотрим основные функции, работу и структуру Ума.


Ум Человека

Итак, у человека есть три уровня ума. Чтобы их различать, их называют так:
  • Сознание (Читта) - Внутренний Ум
  • Разум (Буддхи) - Промежуточный Ум
  • Ум (Манас) - Внешний Ум
Вот, как они работают. Внешний Ум сравнивают с коридором, по которому через
двери пяти чувств входят впечатления из внешнего мира. Разум это чувак из фейсконтроля - он определяет, какие из впечатлений и энергий могут войти. Внутренний Ум - комната, где допущенные внутрь энергии складываются в воспоминания и наклонности. Отложившиеся в Сознании впечатления начинают
расти, как семена. В итоге мы действуем и живём в соответствии с присущим вошедшим энергиям характером. Так формируются наши мотивы, которые приводят
к действиям (или кармам), определяющим дальнейшее движение нашей жизни.

Но впечатления поступают во Внутренний Ум не автоматически, а только тогда, когда мы реагируем на те или иные вещи, проявляя дуалистичные эмоции - приятие или неприязнь. Тогда как отстранённое наблюдение преграждает внешним силам путь вглубь Сознания, одновременно позволяя нам различать (работа Разума), чем они являются, и реагировать на них в соответствии с их внутренней сущностью.

Ум - это инструмент познания внешнего мира. Он собирает впечатления органов чувств. Сам по себе Ум работает как механизм реакций на внешний мир и потому способен различать лишь отношение к объектам на "нравится/не нравится". Он не понимает вещей, которые неприятны сейчас (как поход к стоматологу), но полезны
в перспективе - это может видеть Разум. Работа Разума в различении вещей, в постижении их сути. Ум делит всё на приятное для чувств и соответственно неприятное. "Бегать неприятно" - говорит Ум, чувства и тело испытывают дискомфорт. Дело Разума в том, чтобы на основе знаний направлять Ум к наслаждениям, которые приходят после дискомфорта и избегать тех наслаждений, которые в итоге приносят страдание (Лёгкий и Трудный пути). Если же способность суждения Разума не является чистой, или если Разум слаб, то мы не столько различаем истинную суть вещей, сколько рационализируем свои ощущения (свои "нравится" и "не нравится"). И тогда Разум уподобляется подкупленному охраннику, который впускает внутрь Сознания любые влияния, а потом ищет предлоги, по которым те могут остаться.

Чем это плохо? О последствиях правления Ума в человеке - вторая часть статьи.

Ум увлекает нас в деятельность во внешнем мире, а Разум ведёт в наш внутренний мир. С помощью Разума человек учится открывать истинную природу вещей, а не их внешние проявления, отделять обёртку от её содержимого. Другой вопрос, что нас не учат, как жить внутренней жизнью и обращают наше внимание только на внешнюю. Истинный Разум реальной считает именно внутреннюю жизнь, а внешние приходящие имена и формы воспринимает как нереальные и осознаёт их непостоянство. Благодаря Разуму человек способен выйти за рамки верований, предрассудков и концепций, способен увидеть вещи такими, каковы они на самом деле.



Сознание это энергетическое поле, склад глубинных мыслей и чувств, происходивших с нами на протяжении всех жизней. Сознание обусловлено характером хранящимися в нём энергий и мыслей. А ведь оно по своей природе пассивно - всё, чему мы открываемся, сохраняется в нём. Поэтому так важна работа Разума в различении того, что мы впускаем в себя. Сознание - наиболее обширная часть ума, но она в повседневной жизни остаётся невыраженной и неизведанной нашим обыденным Умом. Также, как мы не чувствуем и не контролируем внутренние процессы нашего грубого тела (обмен веществ, образование тканей, пищеварение и прочие), такой же загадкой остаётся в обычной жизни деятельность Внутреннего Ума - Внешний Ум не проникает в них. Но это возможно. Например, в медитации. Для этого внимание должно быть отгорожено от поля чувств, выйти из под власти внешних импульсов.

Осознаём мы это или нет, но мы связаны со всеми живыми существами намного глубже, чем кажется. То, что современная психология называет бессознательным - это только уголок Сознания. Потенциал поля Сознания охватывает всё сознание всех живых существ во Вселенной - индивидуальное и коллективное, личное и безличное, включая даже сознание Бога. Этим наше Сознание и обусловлено - несвободно, в отличии от нашего чистого необусловленного "Я" - Души - Чистого Сознания.

Чтобы лучше понять действие разных уровней ума, разберём их функции.


Функции Ума

1)
У человека пять чувств, которым соответствуют пять органов чувств и пять органов
действия. С их помощью человек воспринимает внешний мир в действует в нём.



Внешний Ум иногда называют шестым чувством, потому что с его помощью человек воспринимает идеи и эмоции - психические впечатления. Также Ум можно считать и шестым органом действия, управляющим остальными пятью. В этом смысле Ум - наше главное средство самовыражения во внешнем мире. Подобно компьютеру, Ум собирает информацию от сенсорных органов и даёт команды моторным органам.

Есть у Внешнего Ума функции и помимо координации органов восприятия и действий:
  • Воображение
  • Намерение
Воображение - это проектирование возможностей, вероятностей, с помощью которых в итоге формируется будущее. Воображение предшествует намерению. Прежде чем сделать что-то новое, мы должны себе представить, как мы это делаем. Кроме того, процесс воображения включает воспоминания о сенсорных впечатлениях: Ум может вообразить всё, что когда-либо испытывал. С помощью воображения Ум управляет состоянием сна со сновидениями, здесь воображение играет без ограничений.

А неправильная работа воображения творит иллюзии и заставляет нас принимать желаемое за действительное, считать истинным не имеющее отношения к реальности, например - считать реальными воображаемые достижения. Также мы можем принимать свои эмоциональные реакции - свои личные симпатии и антипатии
за истинную суть вещей. А это всё влечёт за собой психологические проблемы.

Так как Ум постоянно строит какие-то планы (как правило, ориентированные вовне) то он и вовлекает нас в их исполнение. Мы постоянно заняты некой планомерной деятельностью. Обычно главной целью такой деятельности является удовлетворение Эго посредством тела и внешних чувств. Строительство мира нашего Эго, мира достижений и приобретений - нормальная функция Ума. Но Ум управляет также и высшими намерениями, в том числе и волей к правильным действиям. Правильное действие Ума заключается в формировании и исполнении добрых намерений  - таких, как бескорыстная помощь другим людям и постижение самого себя.

Дополнительно в функции Внешнего Ума как инструмента самовыражения входит вся творческая деятельность. Хорошо развитый чувственный Ум необходим и для умелой работы органов действия - он обеспечивает ловкость рук, необходимую скульптору, художнику, музыканту. Ум порождает творческую фантазию, позволяет создавать образы совершенной формы и чистой красоты. Чтобы развить высшую творческую функцию Ума (способность наслаждаться тонкими ощущениями), надо перенаправить его низшую функцию - стремление к наслаждению грубыми ощущениями. Особую утончённость впечатлений даёт Ум согласованный с Разумом и СознаниемВысшая функция Ума проявляется в виде тонких чувств (работа чувств вне связи с органами чувств: ясновидение, яснослышание, экстрасенсорное восприятие) и направленного психического действия на расстоянии (тонкого использования органов действия).

2)

В санскрите Разум называется "Буддхи". Этот термин происходит от корня "буд" - "воспринимать" или "пробуждаться". Буддхи - это та часть сознания, которая наполнена светом и открывает нам истину. Когда Буддхи человека достигает полного развития и заполняет всё сознание, он становится Буддой - просветлённым. Если Разум недостаточно развит, то мысли, чувства и внешние импульсы тяготеют над ним. Неспособность Разума контролировать их может быть причиной болезни.

Разум может быть направлен вовне (Интеллект) и вовнутрь (Истинный Разум). Интеллект для постижения истины пользуется логикой и данными чувственного восприятия. Он конструирует картину внешнего мира и считает реальным именно его. Но Интеллект замутнён эмоциями, которые приходят снаружи от Ума, загрязнён Раджасом и Тамасом (влияние гун Страсти и Невежества), что приводит его к нечистому восприятию и неверным суждениям. Интеллект привязан к внешней форме явлений, а Истинный Разум открывает суть происходящего. Истинный Разум развивается из саттвичного (гуна Благости) Сознания - Читты. Истинный Разум прежде всего осознаёт непостоянство всякой внешней реальности и потому не создаёт привязанности к каким бы то ни было именам и формам. Благодаря ему
мы учимся видеть происходящее непосредственно, освобождаясь от предубеждений, преодолевая ограниченности и погружаемся в истинную реальность.

Истинный Разум связан с тем, что мы познали не просто теоретически, но на собственном опыте. Теоретическое знание не обладает силой. Оно отражает лишь поверхностную сторону жизни, подражает чужим идеям и взглядам, но не может изменить нас фундаментально. Сила истинного Разума - мудрость жизни - основана на знании, полученном из личного, чистого от Эго и предубеждений опыта.

Основная функция Разума - установление истины, различение действительного от ложного. Если Разум слаб, мы используем своё тело и чувства неверно. Это влечёт за собой ошибки в выборе питания и стиля жизни, что ослабляет жизненную силу, ускоряет старение, приводит к эмоциональным расстройствам и проблемам психики. Напротив, сильный Разум даёт нам мудрость, у нас складывается правильный образ жизни, что позволяет нам жить лучше и дольше и не только ради самих себя, но и на благо других людей. Видение истинной природы вещей Разумом происходит через:
  • Восприятие
  • Рассуждение
  • Слух и речь
Разум освобождает чувственное восприятие от эмоциональных искажений. Разум позволяет отличать то, чем объекты являются на самом деле, от того, чем мы хотели бы видеть. Благодаря Разуму мы можем воспринимать сенсорные ощущения, чувства, мысли и само Эго также, как мы воспринимаем объекты внешнего мира. Однако так, как в темноте верёвку можно принять за змею, так нарушение функций Разума ведёт к искажениями и ложным представлениям, которые несут одни неприятности.

С помощью управления всеми видами рассуждений (индуктивные и дедуктивные), Разум позволяет нам сравнивать полученные впечатления и расширять картину мира за пределы воспринимаемого. И снова, при нарушении функций разума, начинаются проблемы. В Разуме возникают ложные рассуждения. Ими мы пытаемся подтвердить и оправдать то, что хочет наше Эго и что нередко оказывается ложным или иллюзорным. Такой эго-направленный Разум представляет большую опасность для человека, поскольку из инструмента получения истины он превращается в инструмент самооправдания, что делает процесс познания невозможным в принципе.

Разум соответствует Речи среди органов действия и Слуху из органов восприятия. Звук обладает способностью передавать знание о незримом и трансцендентном, но для этого у человека должны быть открыты ум и сердце. Внешнему Уму неизвестны высшие реалии, такие как Бог или истинное Я. Но знание о них заключено в нашем сердце и может пробудиться под действием правильных слов, если те будут произнесены с любовью и мудростью - практическим знанием предмета слов. Так человек, знающий только в теории, не имеет реального знания, которое он мог бы передать. И люди, которые будут его слушать не узнают предмет речи глубже, чем знает говорящий. Поэтому важен выбор Духовного Учителя и живой контакт с ним.

У Разума есть ещё две дополнительные функции:
  • Бодрствование
  • Самадхи
Разум управляет состоянием бодрствования, для которого характерно ясное восприятие. Разум - особенность человека, отличающая его от представителей животного и растительного царств. Именно разум обеспечивает бодрствование. Степень нашей духовной пробуждённости - мерило того, насколько развит наш Разум. Он наделяет нас способностью направлять внимание и полностью сосредотачиваться. Сознание (Читта) наделяет нас открытым восприятием, позволяет объять целое. Разум же следит за деталями. Воспоминания хранятся в Сознании, а вот их чёткость зависит от силы Разума. Способность вспоминать известное - способность Разума получать доступ в Сознание. А значит, тренируя память, мы развиваем силу Разума, его способность освещать поле Сознания.

Самадхи - это состояние экстаза и  полной погружённости, в котором наше сознание полностью сосредотачивается на одном-единственном объекте или переживании, а всё остальное исчезает из восприятия. Однако самадхи включает в себя не только духовные состояния, но и любые экстремальные переживания. Любой опыт, во время которого мы настолько погружаемся в переживание, что забываем всё остальное, является формой самадхи. Есть низкие уровни самадхи - полная погружённость в беспокойное или замутнённое сознание, в котором преобладают Раджас и Тамас. Негативные погружения усугубляют наши привязанности и их следует избегать.

3)

В обычном состоянии человек не способен воспринимать бОльшую часть того, что составляет Читту (Сознание). Только духовно развитый человек полностью осознаёт это поле. Наше индивидуальное Сознание связывает нас с коллективным Сознанием, через него можно получить доступ к памяти и внутренним тенденциям всего человечества. Дальше Сознание выходит на космический уровень, где доступен опыт всех творений, от минералов до божественных сущностей. Однако, даже на этом уровне Сознание не является вершиной восхождения. Оно остаётся одним из видов материи (хоть и тонкой) и не является чистым, свободным нематериальным духом. За обусловленным Сознанием стоит Истинное "Я" или Чистое необусловленное Сознание.

Сознание заключает в себе всё знание, от самой приземлённой механики элементов до высшей духовной мудрости. Пробуждение к мудрости, заложенной в глубинах Сознания (Нисходящий Метод Познания), открывает все тайны Вселенной. Сознание - источник гениальности и прозрения. Получив прямой доступ к глубинному Сознанию, мы выходим за рамки всех ограничений, присущих внешним инструментам познания.

Основные функции Сознания:
  • Память
  • Сон
  • Самадхи
Их следует выделить особо, ведь они являются путями к глубинному Сознанию. Для его достижения надо отстраниться от внешнего Ума и чувственного восприятия, удерживающих индивидуальное Сознание на периферии, заполняя центр внимания.

Сознание состоит из воспоминаний. Это не только обыденная информация, но и то, что оказало на нас глубочайшее влияние (положительное и отрицательное). Глубинное Сознание управляет клеточной памятью, благодаря которой работает наше тело. Сознание также помнит и все наши прошлые жизни, и нашу истинную природу. Так память может принести нам либо оковы, либо освобождение. Ложная память - это память о личных радостях и печалях, память об истории Эго. Истинная память - это память, заложенная в глубинном Сознании память об истинном "Я".

Во сне мы отключаемся от внешнего мира и возвращаемся во внутренний мир Сознания. В это время ум обновляется благодаря погружению в свой источник - ядро Сознания, в котором содержится изначальная жизненная сила. Сновидения проявляются от деятельности Ума. Как правило это доминирующие впечатления дневной жизни, но иногда всплывают и глубокие бессознательные впечатления.

Также функциями Сознания являются:
  • Интуиция
  • Инстинкт
  • Любовь
  • Вера
  • Правильное развитие
Интуиция - разновидность самадхи, это прямое подсознательное знание вещей. Знание, полученное с её помощью может быть более точным, чем знание, полученное при помощи пяти чувств. Однако не стоит путать интуицию с воображением или с экстрасенсорным восприятием (это функции Внешнего Ума и тонких чувств).

В своей низшей деятельности Сознание превращается в Инстинкт, он поддерживает функции тела и защищает их от вмешательства Эго. Инстинкт - это скрытая форма высшего знания. Инстинкты (размножения или самосохранения), по причине своей глубины и автоматизма, с трудом поддаются коррекции. Для этого надо углубить осознавание до уровня индивидуального бессознательного в Сознании.

Основное стремление Сознания - стремление к единению. Это выражается в наших усилиях слиться с чем-либо вовне (с другим человеком, эгрегором или делом), либо внутри (со своей истинной природой). Благодаря любви возникает преданность и сострадание - силы, которые ведут нас вперёд по пути духовной жизни. Фактически, Сознание и есть любовь, заложенная в глубинах нашей сущности, и именно в нём мы находим абсолютное и совершенное счастье. Его отблеск мы ощущаем, когда становимся едиными с объектом любви. Но та же любовь есть на разных уровнях (чакрах): материальном, личностном, социальном, духовном и т.д.

Верования - наиболее глубоко внедрившиеся мысли и устоявшиеся концепции, которые мы уже не подвергаем сомнению. Всё, во что мы верим, проникает на глубинные уровни Сознания и составляет все основные тенденции жизни. Истинная вера - непосредственное ощущение реальности, лежащее за пределами проявленного. Она лежит в стороне от всех названий и форм. И, если ограничивать свою веру конкретными догмами, если сводить истину к определённой личности, книге или организации, то способность сознания отражать истину нарушится.

Вопрос правильного развития всех уровней Ума (и зачем вообще это нужно?) очень интересен, чтобы лучше его понять, на эту тему будет написана отдельная статья.


ХочеТся СказаТь

Статья выходит серьёзной и не так глубоко направленной, как хотелось бы. Очень сложно охватить все аспекты темы. Это скорее похоже на конспект с основной информацией. Прочитав его можно быть немного больше в курсе происходящих с нами психических процессов, но не постичь их действительно глубоко. Для тех, кто захочет узнать больше, нет никаких преград. Есть интернет - было бы желание, а информация найдётся. Я не эксперт,
но то, о чём пишу здесь - понимаю. Даже наоборот - я пишу о том, что понимаю.
А в силу формата, выходит если и качественно, то всё равно очень кратко.

Большая часть материала взята из книги Давида Фроули "Аюрведа и Ум". Эта книга у меня уже больше года, но только сейчас я начал её понимать. Раньше знания проскальзывали на уровне Ума, теперь происходит более глубокое понимание написанного (на уровне Разума). Здесь Вы можете скачать таблицу из этой книги, которая классифицирует проявления уровней Ума в зависимости от преобладающей в человеке гуны (Благости, Страсти и Невежества). Отчасти раньше мне было сложно понимать эту книгу и важность имеющихся там знаний потому, что был во многом в гуне Страсти, в соответствии с которой я считал себя самым крутым и авторитетным для себя чуваком - так гордыня ослепляла меня, не давая увидеть что-то сверх себя.
Отчасти, было трудно понимать эту книгу из-за Эго, страстно не желавшим расставаться с концепциями и представлениями, на которых оно держится.

Да, про Эго и Душу (Внешнее и Внутреннее "Я" - Ложное и Истинное "Я"), а также проблемы самоидентификации (кем мы себя считаем?) будет третья часть статьи.